Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

с. Константиновского

Петровского района Ставропольского края

 

Как помочь ребенку правильно выбрать будущую профессию

 

Родители должны знать, что они могут обратиться за помощью в Психолого-педагогические и медико-социальные центры (ППМС-центры). Там учащимся школьного возраста оказывают бесплатные консультационные и диагностические услуги по профориентации, в та­ких центрах также проводятся развивающие и коррекционные занятия для детей различного возраста. Для учащихся подросткового возраста нередко проводятся тренинговые занятия по профессиональному са­моопределению.

С целью дальнейшего расширения государственной молодежной политики в г. Москве в мае 1996 г. Комитет труда и занятости прави­тельства столицы учредил Московский центр труда и занятости моло­дежи «Перспектива». Здесь созданы служба трудоустройства, отдел образования и профессиональной ориентации, отдел временного тру­доустройства несовершеннолетних и молодежи.

В системе временной занятости создана и эффективно действует программа «Молодежная практика». Она рассчитана на юношей и де­вушек от 16 до 26 лет. Суть системы в том, что при содействии центра на наиболее стабильных предприятиях города открываются временные рабочие места, где подростки могут приобрести профессиональный опыт.

В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он успевает лучше по тем предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты успеваемости, учащийся совершает соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. В любом случае требуется дополнительное изучение учащимися своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора.

Именно родители, ближайшие родственники оказывают наибо­лее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней учащимся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей.

Поэтому родители должны понимать всю ответственность за сове­ты, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.

Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребенка стремление к высшему образованию. Многие родители понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обусловливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам. В развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов практически детерминиру­ется учебой, прохождением через формальные организации института образования.

Престижность высшего образования, независимо от форм его по­лучения, в глазах россиян достаточно высока. Более 70% принявших участие в опросе по интернету - Monitoring.ru (опрос проводился в мае 2001 г. в семи федеральных округах России, объем выборки- 1600 рес­пондентов, среди них как городские жители, так и сельские) считают, что их дети должны получить высшее образование. Был также проведен опрос и жителей Воронежа. Среди воронежцев относительное число желающих своим детям высшего образования оказалось выше - 88%. Среди горожан с хорошим материальным положением число сторон­ников такой позиции достигает 92%.

Стоит отметить новую, интересную тенденцию в получении образо­вания учащимся, родители которых имеют высокий достаток и занима­ются самостоятельным бизнесом. Здесь начинает работать новая схема: после школы - в бизнес, лишь потом (или параллельно с этим) - в то образовательное учреждение, которое принесет наибольшую пользу для профессионального роста (не обязательно в вуз).

Данный, достаточно прагматичный, подход к образованию вообще, высшему - в частности, у людей, имеющих высокий материальный достаток, можно признать в определенной степени прогрессивным. Более того именно этот социальный слой оказывается потенциаль­ным союзником модернизации общего образования: он настроен на переход от «школы науки» к «школе жизни», когда вместо ориентации учащихся на получение определенного набора знаний для поступления в вуз на первое место выходит подготовка их к практической жизни в современном обществе.

Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способ­ности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.

При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в на­стоящее время профессиях и специальностях. (Этой теме будет посвя­щено одно из наших тематических родительских собраний.)

Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особен­ностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащих­ся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно со своими друзьями». Подростки выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы потом вместе с другом поступать в один и тот же вуз и т. п.

Поэтому родителям при общении с подростком необходимо учи­тывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz