Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

с. Константиновского

Петровского района Ставропольского края

 

История школы

Наша школа основана в 1928 году

 

 БЫТЬ МОЖЕТ, ВЫ ГДЕ-ТО СЛЫХАЛИ ПРО ЭТО,

                        А МОЖЕТ, ЧИТАЛИ В СТИХАХ У ПОЭТА:

                        РЕЗНОЕ ОКОШКО, РЕЗНОЕ КРЫЛЕЧКО

                        И СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА НАД ТИХОЮ РЕЧКОЙ.

                        ВОЗМОЖНО, ВЫ ГДЕ-ТО ВИДАЛИ КАРТИНУ:

                        БЕСКРАЙНИЕ ДАЛИ, ХОЛМЫ И ДОЛИНУ,

                        СЕЛО, ПОЛИСАД ИЗ ДУШИСТОЙ СИРЕНИ

И СЕЛЬСКУЮ ШКОЛУ ПОД ЛИПОВОЙ СЕНЬЮ.

ЗДЕСЬ ЖИЗНИ ЗЕРНО ОХРАНЯЕТ ПРИРОДА,

СМЕНЯЕМОСТЬ СУТОК И ВРЕМЕНИ ГОДА,

РОЖДЕНИЕ, ПОМИНКИ, КРЕСТИНЫ И СВАДЬБЫ.

И СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА СТАРИННОЙ УСАДЬБЫ.

ЗДЕСЬ КОРНИ СТРАНЫ, ЗДЕСЬ ИСТОКИ НАРОДА,

СНЕГОВ БЕЛИЗНА, АЛЫЙ ОТБЛЕСК ВОСХОДА,

И КУПОЛ НЕБЕС ОСЛЕПИТЕЛЬНО СИНИЙ,

И СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА – НАДЕЖДА РОССИИ…

 

 

ИЗ  ИСТОРИИ  СРЕДНЕЙ  ШКОЛЫ

с. Константиновского

Петровского  района Ставропольского  края

 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ СЕЛА.

 

            Средняя  школа №2 расположена  в  селе  Константиновском  Петровского  района, Ставропольского  края. Ставрополье – крупный  сельскохозяйственный  район, который  расположен  в  Предкавказье под 45о северной  широты и 42о восточной  долготы. Село Константиновское занимает  северо-восточную  окраину Ставропольского  плато,  достигающего  здесь  высоты до 320  метров над  уровнем  моря.

            Климат  села  континентальный с  преобладающими восточными  и  западными  ветрами,  с  жарким  летом  и  умеренной  зимой.

            Среднегодовые  температуры  колеблются  от плюс 36,2 до минус 29,8. Лучшее  время года – осень.

            Ежегодно  в  селе  Константиновском  выпадает в  среднем до 450 миллиметров  осадков, наибольшее  в  мае и июне.  Преобладающими  почвами являются  черноземы  карбонатные.

            Изобилие  осадков  и  декоративных  деревьев придает  селу живописный  вид.  Окружают  село широкие Ставропольские  степи.

            Село Константиновское находится в 60 километрах к  востоку  от  г. Ставрополя. Расстояние от  Константиновки  ( по прямой ) до  столицы  нашей  Родины – Москвы – 1100 км., до Каспийского  моря – 325 км., до Черного моря – 310 км., до высочайшей вершины Кавказского хребта – Эльбруса – 210 км.

 

ДАЛЕКОЕ  ПРОРШЛОЕ СЕЛА.

            В конце 18и в  первой  половине 19 века  производилось массовое  переселение в  Ставрополье из  губерний центральной  России: Калужской, Воронежской, Орловской и др.( Отсюда и в  настоящее  время части  села  называют Воронежа, Калуги, Орловки.) кроме  того глухими  тропами,, группами  и  в  одиночку пробирались  из  центральных областей России и  беглые  холопы. Измученные  нуждой, задавленные  гнетом  крепостников – помещиков,  искали  они в  широких  степных  просторах Прикавказья земли и  свободной, не закованной  в  цепи  рабства, жизни. Им  снилась  благодатная, никем не  занятая земля, на  которой они осядут  полноправными  хозяевами.

            Широкая  привольная  степь лежала  перед  ними и  сверкала  всеми  красками узорного  ковра. Наконец – то – воля! Позади  осталась  рабская холопская  жизнь,  черный  призрак всесильного  помещика,  страшный  свист батогов  на  барской  конюшне  и  вечный  голод.

            Крестьяне  бежали  от  неволи, а  неволя  и  нужда  следовала  за  ними по  пятам.  Многие  из  них  снова попадали  под  власть помещика  и  становились  его  собственностью, которую,  как  вещь, можно  было  заложить, продать,  подарить  или  обменять на  стаю  гончих псов.

            Помещики  и  дворяне закупали  крепостных  крестьян в  центральной России и  переселяли  на  вновь  приобретенные ими  земли  в  плодородных  Кавказских  степях.

            За  небольшой  период на  Ставрополье появилось множество  сел  и  станиц.

В 1802 году в  глубокой  обширной  балке, покрытой  вековым  лиственным лесом  на  берегу небольшой  речушки Кугутки и  стало  возникать  новое поколение. Поселок  был  назван Кугуты ( по  речке росла трава кугу).

 

1. ГРАМОТНОСТЬ  В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ.  КОНСТАНТИНОВКЕ

            В дореволюционной Константиновке грамотность  и  культура составляла  привилегию имущих  классов. Широкие  массы  трудящихся почти  не  имели  доступа  к  школе.

            Накануне революции на  каждую  1000  жителей в селе было 28 учащихся, т.е. на 12 тысяч жителей обучалось 336 детей, девочек обучалось только 20-25%,  и это было в 1913 году.

            Первая школа, церковно-приходская, было  построена в 1833 году, где  обучение  вели  церковнослужителе, обучалось  около 50 человек, мальчиков.

            В 1888 году было  открыто одноклассное МНП школа, где обучалось  50 мальчиков и 18 девочек. Данное  здание  в 1943 году разрушен  немцами. Помещение церковно-приходского училища собственное, а  расходы  на  его  содержание  лежали  на обязанности церкви. Классная  комната  имела  725 куб. аршин  воздуха.

            В 1904 году  открывается церковно- приходская школа  для девочек,  имея  одну  классную  комнату  и  квартиру  для  учительницы. Открывается  на  ярмарочной  площади с  одной  классной  комнатой. Всего  было 4  начальных  школы,  и  каждая  имела  по  одной  комнате.

2. ДВУХКЛАССНОЕ УЧИЛИЩЕ.

            В 1913 году Ставропольским   земством в с. Константиновском построить  двухклассное  училище. Нельзя  думать, что земство  заботилось об  учебе  детей. Школы  нужны  были  богатым, они  и  хлопотали, требовали, чтобы  в  селе  строились  школы.

            По  требованию  местных  богатеев Чепраковых, Лагутиных, Тарасовых и др. 6  марта 1913 года  началась организация  строительства  здания  для  двухклассного  училища. Материалы  для  постройки  здания  возили  из  Ставрополя  и  Волгограда. Возили  крестьяне  на  своем  транспорте.

            Еще  до  начала  стройки с  селе собрали  сход, где  было  решено, что  каждый  крестьянин  обязан  подвести  к  месту  стройки  определенное  число  камня  и  леса. Нужно  отметить,  что крестьяне  активно  включились  в  работу  по  подвозу  материалов  для  стройки, потому  что  надеялись  устроить  своих  детей  учиться, но  устроить  детей  в  школу  удалось  не  всем.

 

3. ВЫСШЕЕ  НАЧАЛЬНОЕ  УЧИЛИЩЕ.

            Осенью 1916 года  двухклассное  училище  было  реорганизовано  в  высшее  начальное  училище, которое  начало  функционировать с 1 ноября 1916 года.

            ВНУ были  созданы  по  закону 1912 года  в  качестве  повышенной начальной  школы. Они  имели 4-х  летний  курс  обучения (после 3-летней  начальной  школы) и  могли  быть  мужскими,  женскими или смешанными.  В  ВНУ  преподавались  Закон божий,  русский  язык  и  словесность ( литература), математика (арифметика, начальные  сведения по  алгебре  и  геометрии), истории  России с  элементами  всеобщей  истории, географии, естествознаний и физика, рисование,  черчения, гимнастика, и для девочек рукоделие.

            ВНУ предназначались  для  детей служащих, торговцев, крестьян – кулаков.

            По  распорядку учащиеся  приходили  в  школу к 7 часам  30 минут. По  звонку  выстраивались в  коридоре  на  молитву, и после  молитвы  расходились  по  классам, и  начинались  занятия. Противоречивы  были  занятия, так  как  поп  на  своих  уроках  доказывал,  что  все  делается  по  воле  бога, на  уроках  физики, естествознания  доказывали  совершенно  обратное. Учебники  по  русскому  языку  в  начальных  классах  были  пропитаны религиозностью, так  как и  их  статьях  мы  читаем : « Люди пашут  поле, зерном посыпают, дети ходят  в  школу  слово  божье  слушать». Не учится, а  слово  божье слушать. ( Учебник «Сиятель») и  дальше  говорится – « слово  божье  входит  в  души  молодых». Выходит, что незнание  входит  в  разум, а  только  слово  божье  в  души. И  дальше: «Господи, пошли  нам в  пору  дождь и ведро». «Отче, возрасти  в  нас  семена  благие». «Окрепнуть  у  птенчика  крылья,  и  он  осенью  полетит  в  далекие  страны, куда  бог  укажет  им  путь». «Как  обширен  мир  божий». «Все  творится  в мире  не  нашим  умом, а  божьим  судом».

            В  школе  был  хороший  хор, струнный  оркестр, драматический  кружок, который  на  школьной  сцене  давал  различные  постановки, при  школе  работали  столярная  и  переплетная мастерские.

            Работали  в  данной  школе Ляликов Петр Васильевич, Пенязова  Евдосия,  Юшкова и др. заведующим   двухклассным  училищем  был Деменков Яков  Михайлович.

 

4. ВЛАСТЬ  СОВЕТОВ И ШКОЛА.

            В 1916 и 1917 годах  ярко  разгорается  пламя  народной  борьбы  против  царя, помещиков, капиталистов. Трудовой  народ  готовится  к  схватке  против  своих  нахлебников.

            В  октябре  1917  года  трудящийся  народ  нашей  страны  совершил Октябрьскую  революцию. Октябрьская  социалистическая  революция, явившаяся  величайшим  переворотом  в  истории  человечества,  открыла  широкую  дорогу    к  просвещению  в  истории  человечества,  науки  и  творческой деятельности  рабочих  и  крестьян.  Советской  школе  была  поставлена  великая,  почетная  задача воспитать  поколение, способное  окончательно  установить  коммунизм. Нужно  было  создать  новую  систему  школы. Наметить  новое  содержание  образования. И  наша  советская  школа  прошла  большой  и  разнообразный  путь. 

            19  января 1920  года  части 11  армии  освободили  село  от  белогвардейцев, и  в  селе  был  организован Ревком, который  провел  большую  работу  по  укреплению   Советской  власти  на  селе.

            В  борьбе  за  Советскую  власть и защите  от  внешних  и  внутренних  врагов  приняли  участие  учащиеся  ВНУ – Зарочинцев Дм. Ул.., Баранов Василий  Поликарпович, ( погиб в  Отечественную  войну), Герасимов Яков , Иванников  Владимир (  погибли  в  Гражданскую  войну),  Сегреев  Иван,  Ашихмин  Дмитрий ( в  чине  генерала  погиб  в  Отечественную войну), другие. Организованный  Ревком  в  ряде    своих  работ  уделил  большое  внимание  народному  образованию.  В  первую  очередь ВНУ было  реорганизовано  в  школу  2  ступени, где  учащиеся  учились  7  лет,  в  это  же  время  было  открыто  28  классов  начальной  школы,  одна  из  начальных  школ  разместилась  в  здании  2  ступени.

            В  трудных  условиях  проходила  учеба: не  доставало  учебников, мало  было  бумаги, наглядных  пособий, но,  несмотря  на  все  трудности  занятия,  шли  полным  ходом. Характерно то, что учащиеся  помимо  своих  занятий  принимали  активное  участие в  общественной  жизни  села, участвовали  в  ликвидации  неграмотности  в  среди  взрослого  населения (Программа « Ликбез »). При   школе  2  ступени  также  были  организованны кружки: драматический, струнный, которые  на  школьной  сцене  выступали  перед  населением.

            Школа  является  клубом для  работы  не  только  среди  учащихся, но т  среди  взрослого  населения. В  селе  была  открыта  изба-читальня, где  учащиеся  принимали  активное  участие  в  ее  работе.

            В 1921 году  нашу  страну  постиг  голод, средняя  школа  прекратила  свою  работу  из-за отсутствия  учителей  и  учащихся, только  работали  начальные  классы,  хотя  с  некоторыми  перебоями.

5. ШКОЛА  КРЕСТЬЯНСКОЙ  МОЛОДЕЖИ.

            В 1928 году, 16 мая  проходил  XIII съезд  комсомола, который  поставил  пред  молодежью задачу – овладеть  наукой, выковать новые кадры  большевиков – специалистов по  всем отраслям  знаний. «Учиться, учиться, учиться!» - упорнейшим  образом. Молодежь  села пошла  в  поход  за  науку.  Константиновцы как  в  годы  гражданской  войны,  так и  в  годы  перехода  на  мирную  работу  по  восстановлению  народного  хозяйства,  в  период  борьбы  за  социалистическую  индустрию  и  коллективизацию  с/х и  последующие  периоды были  всегда  впереди.  Они  всегда  показывали  свой   революционный  дух.

            В 1928 году,  благодаря  заботам  партии и  правительства, было  отпущено 20 тысяч  рублей для  постройки  здания ШКМ. Было  предложено  Благодатненскому с/с получить 20 тысяч  рублей и 40 тысяч рублей израсходовать за  счет гудповинности, ШКМ находился  в  селе Благодатном. Благодатненцы  отказались, а  ценные  условия  приняли  Константиновцы, и  с  весны приступили  к  постройке  здания. Это  действительно была  народная  стройка. Все  население  приняло участие  в  этой  стройке. В 1929 году школьное  здание было  построено.  Оно  имело 4 классные  комнаты, зал, учительскую,  кабинет  директора и  квартира  директора.  Данного  помещения  было  недостаточно для  работы, поэтому  было  отведено  два  дома  бывших  помещиков Волосатовых, где  был размещен  интернат  и  хозяйственные  помещения.  Отведен  участок земли в 28 га,  который  находился  в 3 км  от  села.  Школа  имела  1 пару  лошадей, 2 пары  быков, 5  коров, 25  овец, 3  свиньи, несколько  десятков  кур, инкубатор.

            В 1929-1930 учебном  году – в  первый  год  существования -  в  школе насчитывалось 80 учащихся,  из  которых окончило  в  этом же  году 37 человек.

            Здесь  нужно  сказать  несколько  слов о Василии  Кирилловиче  Звягинцеве,  который являлся  заведующим хозяйством ШКМ,  он  приложил много  сил  и  энергии,  чтобы вывести  школу  в  передовые. Родился  Звягинцев  в 1904 году в  семье  крестьянина-бедняка в  данном  селе. В 1919 году  окончил ВНУ. А с 1920 по 1923 год  учился на рабфаке. В 1926 году  был  призван  в  ряды  Советской  армии.  После демобилизации  в  1928 году поступил  работать в  агротехникум  в  учебное  хозяйство Константиновской  школы  колхозной  молодежи.

            В 1934 году  был  переведен на  работу  участковым агротехником Петровской МТС, а с 1936 по 1941 год работал участковым  агрономом Константиновской МТС.

            В 1941 году  Звягинцев был  мобилизован в  ряды Советской  Армии и  служил в  военно-воздушных Черноморского  флота.

            За  боевые  действия в  Великой  Отечественной  Войне награжден  орденом Красной Звезды  и  двумя  медалями.  В 1944 году он  вступил  в  ряды КПСС.  В  марте 1948 года был  демобилизован из  армии и  вернулся  в  Константиновскую МТС,  где по  июль 1949 года работал  участковым агрономом.  В  августе 1949 года  был  выдвинут на  должность директора  Камбулатской  МТС,  которая  являлась одной  из  передовых МТС  Ставропольского  края. Звягинцев показал  себя  умелым и  настойчивым  организатором, не боящимся  трудностей.  Он отдавал  свои  силы и  энергию руководству МТС.  Заочно  закончил  институт.  Являлся  депутатом Верховного  Совета РСФСР,  заместителем  предрайсполкома  Петровского  района.  Находясь  на  пенсии,  он  проводил  ряд  работ на  общественных  началах.

 

6. СРЕДНЯЯ  ШКОЛА.

            В 1934-1935 учебном  году ШКМ была  переименована в  неполную среднюю  школу.  Мастерские и  электростанция были  проданы МТС за 3  тысячи  рублей,  на  средства, полученные  от  МТС, школа стала изготавливать  парты,  вместо  имеющихся  столов.

            В 1938-1939 учебном  году был  открыт  8  класс,  и  школа  стала  именоваться средней  школой.  Первый  выпуск в  данной  школе 18 июня 1941 года.  Школа №2, это вторая средняя школа была  открыта в  нашем  районе.

            С 1930 года по 1953 год  школу окончило 1441 человек, из  них: 1930г. – 37 человек, 1931 - 25 человек, 1933 - 48 человек, 1934 – 52 человек, 1935 - 54 человека, 1936-  58 человек, 1937 - 67 человек, 1938 - 72 человека, 1939 - 84 человека, 1940 - 18 человек.

            Среднюю  школу окончило: в 1941году - 27 человек, 1942 - 25 человек, 1943 - 12 человек, 1944 - 10 человек, 1945 - 17 человек, 1946 - 12 человек, 1947 - 13 человек, 1948 – 12 человек,1949 - 13 человек, 1950 - 19 человек, 1951 - 25 человек, 1952 - 38 человек, 1953–  49 человек, 1954 – 73 человека, 1955 – 91 человек, 1956 – 33 человека, 1957 - 85 человек, 1958 - 66 человек, 1959 – 62 человека, 1960  - 42 человека, 1961 – 13 человек, 1962 – 12 человек, 1963 - 15 человек, 1964 - 45 человек, 1965 - 85 человек, 1966 - 93 человека, 1967 – 41 человек. Всего  окончило  среднюю  школу 1028 человек. Все  выпускники  работали  во  многих уголках  нашей  страны. На 1  января 1960 года работало – учителей – 141 человек,  агрономов – 47 человек, трактористов - 67 человек, шоферов - 85 человек, комбайнеров – 67 человек,  киномехаников – 4 человека, чабанов – 23 человека, учились  в  техникумах и  высших учебных  заведениях в 1959 году - 70 человек, офицеров - 44 человека,  счетных работников – 67 человек, врачей – 11 человек, фельдшеров - 12 человек, рабочих - 186 человек, продавцов – 38 человек, инженеров – 11 человек, техников - 22 человека, портных - 17 человек, ткачих – 24 человека, механиков – 18 человек, электриков - 17 человек, зоотехников – 18, библиотекарей - 14 человек, плотников - 25 человек, радистов - 6 человек, маляров - 5 человек, руководителей  учреждений  и организаций - 29 человек, кузнецов – 7 человек, поваров – 5 человек, доярок - 15 человек, слесарей - 12 человек, свинарок - 4 человека, товароведов – 5 человек, почтовых  работников - 13 человек, бондарей - 3 человека, каменщиков - 5 человек, штукатуров – 5 человек и т.д.

 

7. В ГОДЫ  ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЫ.

            Вероломное нападение  фашистских полчищ на  нашу  Родину нарушило  мирный созидательный  труд советских  людей.  Народ  поднялся  на  защиту  своей  Родины.  Отправились  на  защиту  и  первые «питомцы» школы – Зарочинцев Д.У., баранов В.П., Ашихмин Д., Мальцев И.Н., и др. ушли  и  «питомцы» предвоенных лет – Свершков Петр, Семенихин Петр, Семенихин Иван, братья  Дорохины Николой  и  Василий, Балашов Виктор, Польские  Николай  и  Сергей Спиридоновичи, Ерин Василий, Погиба Юрий и  другие

            Большой  ущерб был  нанесен нашей  школе. Оборудованные  кабинеты были  уничтожены,  уничтожена  и  мебель  на 50%, уничтожении  одно школьное  здание.  Гневом и  ненавистью отвечали  советские люди  на злодеяния немецко-фашистских захватчиков.

            В  борьбе  за  свободу любимой  Родины отличились немало наших воспитанников, многие отдали  свою  жизнь, среди  них: Дорохин  Василий  Иванович, Дорохин   Николай Иванович, Тарасов  Василий Иванович, Погиба Юрий  Семенович,  Польской  Николай  Спиридонович, Польской   Сергей   Спиридонович, Ширяев Николай  Иванович,  Чепраков Алексей Григорьевич, Лагутин Петр  Иванович, Фирсов Иван Дмитриевич, Смагин Петр Афанасьевич, Евдокимов  Николай  Васильевич и  другие.

            Высокого  звания Героя Советского Союза удостоен Бочаров Иван Иванович, Лещенко Павел Афанасьевич. Многие  награждены орденами  и  медалями.

            Учебный  год 1942-1943гг. начался  в  школе  в  февраля 1943 года.  В  неимоверно  трудных  условиях -  в  холодных  помещениях при  полном  отсутствии учебно-наглядных  пособий и  книг  шел  учебный процесс.  Однако  трудности эти  постепенно преодолевались,  учителя  и  учащиеся  жили  только  одной  мыслью:  надо  учиться,  надо  учебой и  трудом помогать  фронту,  чтобы  родная  Советская  Армия крепче  била  врага и  приближала  дело  победы. В  годы  войны и  наступившего  после победы восстановительного  периода школа  более  активно участвовала  в  общественной  жизни.  Особенно  активно помогала  учащаяся  молодежь  в  подготовке  и  проведении  выборов в  Верховный  совет СССР в 1949 году  и  в  последующие  годы.

 

8. СВЕДЕНИЯ.

            Сведения  о количестве учащихся по  классам  Константиновского сельского  совета.

 

 

Учебный год

 

1 кл.

 

2

кл.

 

3

кл.

 

4

 кл.

 

5

кл.

 

6

кл.

 

7

кл.

 

8

кл.

 

9

 кл.

 

10

кл.

 

11 кл.

 

 

Всего 

1953-54

42

43

96

164

194

190

162

146

 95

72

-

1204

1954-55

88

81

39

78

163

170

180

149

106

89

-

1143

1955-56

90

87

61

41

72

115

133

105

93

84

-

881

1956-57

109

95

78

65

37

71

99

111

82

82

-

827

1957-58

101

109

94

80

61

36

56

69

85

70

-

761

1958-59

109

100

109

90

82

50

81

27

53

66

-

717

1959-60

127

96

111

279

92

82

44

23

17

42

-

918

1960-61

144

155

120

135

147

105

109

67

19

13

-

1014

1961-62

216

174

180

132

146

138

110

80

28

17

-

1233

1962-63

203

220

186

187

140

141

142

124

46

21

-

1425

1963-64

213

206

241

188

199

120

145

152

70

45

-

1589

1964-65

204

184

206

235

2158

222

163

172

76

45

40

1762

1965-66

219

202

171

191

220

213

216

170

48

53

40

1743

1966-67

214

199

206

253

243

222

165

253

54

41

-

1850

 

            Директором ШКМ    с 1929 по 1933 г. был Л.И. Косменко

                                                     с 1935 по 1937 г. был Я. В. Душко

                                                     с 1937 по 1939 г. был  А.А. Столповский

                                                 с 1939 по 1941 г. и с 1944 по 1960 г. был  М.Г. Чичерин

                                                     с 1941 по 1944 г. была П.И.  Молоканова

            Директором СШ        с 1960 по 1962 г. был  П. Т. Фиосов

                                                     с 1962 по 1967 г. был П.И.  Горбатых

            В 1959 году  школа  средняя  отметила  30  годовщину  своего  существования, десяток писем  получила  она  от  своих «питомцев». Вот  одно  из  них: « Коллективу  учителей средне  школы № 2 с. Константиновского. Мне, воспитаннику средне  школы №, по  сути  дела  первому  выпускнику, а  после  члену учительского  коллектива, от  души, от  своего  горячего  сердца хочется  поздравить Вас с 30-й годовщиной плодотворной  работы  школы и  пожелать  учителям и  учащимся  дальнейших  успехов  в  учебе,  хорошего  здоровья,  успехов  в  личной  жизни.            Прошло  более 22  лет  с  тех пор,  как  я  оставил  школьные  стены  и  несмотря  на  давность,  у  меня  и  сейчас самые  лучшие  воспоминания  о  школе.  Эти замечательные  впечатления будут  храниться  в  моей  памяти всю  мою  жизнь,  как  о  прекрасных  годах  своей  молодой  жизни? Этому  я  обязан  преподавательскому  коллективу.  Искреннее,  сердечное  спасибо нашим  старейшим  учителям и воспитанникам: Михаилу  Григорьевичу  Чичерину, Шалайко  Матвею Ивановичу  и  многим  другим  товарищам.

            Я  благодарен  учительскому  коллективу за  то, что  воспитали  у  меня  качество  нового  человека,  советского  человека. И,  прежде  всего  - это  любовь  к  своей  Родине, к  своему  народу, к  Коммунистической партии,  честность,  храбрость и  боевое  товарищество.

            За то, что  приучили  любить труд  и  не  только  любить, но  и  честно трудиться,  честно  относиться  к  труду.

            Я  запомнил  на  всю  жизнь,  что  если  человек  живет, питается  и  не  работает,  то  это  значит, что  он  поедает  чужой  труд.  В  наше  время это  пошло, низко, недостойно.

            Все  эти  качества хорошо пригодились  в  моей  жизни и  особенно  на  военной  службе,  где  работа  связана с обучением  и  воспитанием воинов  доблестной  Советской  Армии.

            Вот  уже 20 лет,  как честно  несу  военную  службу.  Был, есть  и  всегда останусь  преданным  своей Родине, Коммунистической  партии и  своему  народу.

            Заверяю Вас, что  я  был, есть  и  останусь,  верен  присяге, которую дал  на  верность  народу.  Как  воин всегда  готов с  оружием  в  руках защищать  интересы  Родины, где бы  ни пришлось  их  отстаивать.

            Дорогие  товарищи, заканчивая, я еще раз  поздравляю Вас со  славной  годовщиной. Желая  успехов в  творческом труде, по  воспитанию  человека  коммунистического  общества.

            Желая  коллективу  учителей  и  учащимся успехов  в  личной  жизни.  Трудитесь  спокойно на  благо  торжества  коммунизма. С искренним уважением воспитанник школы».

                                                           майор И. Тихомиров

                        18 ноября 1959 года.

 

9. УЧЕНИЧЕСКАЯ БРИГАДА.

            20-й съезд КПСС отметил  серьезные  успехи  в  развитии  народного  образования СССР.  Однако в  работе школ  отмечены и  недостатки,  главным  из  них является отрыв  обучения  от  жизни, слабая  связь школ   производством и  как следствие  этого – неудовлетворительная  подготовка оканчивающих десятилетку  к  трудовой  деятельности.

            Этот недостаток возник  не  вдруг: в  течение  многих  лет в  школах обращалось главное  внимание на  усвоение  учащимися теоретических  знаний, в  тоже  время не  придавалось должного  значения политехническому  образованию, т.е. ознакомлению учащихся с основами производства и  привитию им  практических  навыков.

            Осуществляя историческое  решение 20  съезда КПСС, школы  при помощи  общественности  создали столярные, слесарные мастерские, класс машиностроения. Созданы  были  кабинеты: физический, химический, биологический.

            Вопрос о  форме организации  труда учеников на  полях  колхозов решался  школами  различно.  Большинство  школ  края, в  том  числе  и Константиновская средне  школы № 2, осуществляли  участие  учеников в  производительном  труде путем  распределения учащихся  на  период весенне-летних  работ по  бригадам  колхоза. Учащиеся средне  школы № 2  на  протяжении  ряда  лет ежегодно  вырабатывали более 10  тысяч трудодней и  зарабатывали  по 12-15 тысяч рублей ( в  старом исчислении только  за 1956 год 140  учащихся  выработали 12934 трудодня, 49  учащихся  заработали  в МТС  и  других  предприятиях 21599 рублей. Однако  эту  форму  организации труда  школьников нельзя  считать  удовлетворительной, так как  она исключает  возможность  изучения учащимися основ с/х производства, организации  и  сплочения коллектива, руководства учащимися  со  стороны  учителей.

            В 1960 году бригада  состояла из 138 человек, которые  были разбиты  на 10  звеньев,  из них: полеводческих – 5, учащихся – 62 человека, животноводческих – 2, учащихся -  16 человек, птицеводческих – 1, учащихся -  7 человек, механизаторов – 2, учащихся -  51,  кроме  того  из  учащихся 5 класса  создано  звено  шелководов  в  количестве 20  человек, 44 человека овладели вождением  трактора.  Бригада  обработала НУТА 6,1 га, донника- 8,5 га, сорго – 5 га,  чины – 4,5 га, сои – 10,4 га, кроме  того, в  порядке  шефства механизаторы  приняли  участие  в  посеве  овса – 205 га, пшеницы – 115 га, посажено на  кульстане60 фруктовых деревьев, желтой  акации  100 кустов и гледичии 900 кустов. Сдано цыплят  месячного  возраста  в  количестве 6600 штук, выращено 37  телят и 200 поросят. Проведены  работы  в саду  и  на винограднике  на  площади 8,65 га, прорвано подсолнечника 86 га, пропололи  кукурузы 10га, виноградника 3,6 га  и  подвязали  15732  куста  виноградника.

            В 1961 – 1962 годах ученическая  бригада  выполнила работы  по  указанию  правления  колхоза  имени Сараева. В1963 году  сделала  объем  работ:

            1. Вывезли  на  поля  комплексной  бригада  800 тонн  навоза;

            2. Произведено снегозадержание  на  площади 30 га;

            3. Провели  весеннюю  обработку  сада  на  площади 16 га;

            4. Собрали  черешни около 4000килограмм;

            5. Заложили  парник  и  вырастили  рассаду с  20  парниковых  рам;

            6. Выращивали  кукурузу  на  площади 10  га  с  применением НРВ  перед  посевом, сахарную  свеклу  на  площади 10  га;

            7. Проводили  посев  фасоли, получили 70  килограмм, там  самым  создали семенной  фонд;

            8. Выращивали на  площади 1 га  помидоры  и  капусту.

            Механизаторы  оказывали  помощь  в  весенних  работах, в  уборке  пшеницы на  площади 200  га. Силами  учащихся была  оказана  помощь  в  уборке  кукурузы. Всего  было  набрано  початков 2300 центнеров.

            Многие  девушки работали на  токах во  время  уборки зерновых  культур. Лучшими  в  производственной  бригаде были :  Иванникова  Вера, Моногарова  Галина, Щукина  Мария, Звягинцева  Татьяна.

            В 1964 году для ребят  был построен стационарный  кульстан, где  они  могли работать и отдыхать. Школьники отблагодарили  за  этот  подарок колхоз  новыми  успехами и  достижениями  в  труде.

            В 1964,65,66 годах  ученическая  бригада  выполняла  работы  по  планам  колхоза.  Проводила  опыты, но  они  были  не  удачны. Выращивали  в  парниках  рассаду  и  очень  хорошо.

            С  момента  зарождения  и  по  сегодняшний день  ученическая  бригада  держит  марку  первенства и  старается добиться наилучшего  результата.

            Традиционным  в  школе  стал  конкурс « Юный пахарь». В 1972 году выпускница  школы Ирина  Воробьева заняла 1 место  в  России в  конкурсе « Юный пахарь».

            В 1975 году призером районных  соревнований «Юный пахарь» стал  член  Константиновской УПБ Кузнецов Василий, в 1976 – Добриков  Владимир, Березуцкая Татьяна, в 1978 – Логвиненко  Владимир, Сидоров Александр, в 1980 – Дорохина Елена.

            В 1986 году в крае  проходил конкурс «Юного Дояра», где Добрикова Галина заняла 2 место, Ильинов Игорь стал  победителем районных  соревнований  «Юный пахарь».

            В 1988 году в крае проходило защита  деятельности УПБ – наша  бригада заняла 2 место.

            В 1992 году УПБ признается лучшей  в  районе  и  награждается переходящим Красным знаменем.

            С 2000 по 2005 год  на базе УПБ школы проводились  районные слеты профессионального мастерства

            2000 год. Эстафету  первенства подхватывают  современные  школьники. В этом году на базе УПБ проходил  районный  слет Ученических Бригад. По итогам  слета наша бригада заняла 1 место. По всем видам  программы наши воспитанники выступили удачно. Бригадир УПБ Ерина М. приняла участие в краевом слете.

            2001 год. По итогам районного слета бригада заняла 2 место. Конкурс бригадиров – 1 место,  конкурс  пахарей - 1 место, конкурс экологов - 2 место, конкурс садоводов - 3 место.

            2002 год. По итогам районного слета бригада заняла 1 место. Конкурс бригадиров – 1 место,  конкурс  пахарей - 1 место, конкурс экологов - 3 место, конкурс садоводов -2 место, конкурс  рационализаторов - 3 место.

            2003 год. По итогам районного слета бригада заняла 2 место. Конкурс бригадиров – 1 место,   конкурс экологов - 2 место,  конкурс  рационализаторов - 2 место, конкурс полеводов - 2 место.

Наша УПБ славится хорошими и добрыми традициями, бывшие члены бригады сейчас работают в  различных отраслях. Занимают ответственные  должности, среди них много механизаторов. Зоотехников, врачей, экономистов - но самое главное все они добросовестные, трудолюбивые, деловые люди.

           

10. ТВОРЦЫ  НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ  ПОПРИЩЕ.

            На педагогическом  поприще  нельзя  просто  служить.  Настоящий  педагог  творит, потому что  сама  жизнь  заставляет  его  каждый  день искать  новых  и  новых  путей  к  сердцу  ребенка. Это  тяжелый кропотливый  путь. Любимый  учитель  навсегда  оставляет  след в  характере  своих  «питомцев». Он  будет  жить в  их  целях, его  воспитанники будут  о  нем  рассказывать  своим  детям.

            В  настоящее  время  в  селе  работает  106 учителей, обучая 1793 человека.  Среди  них «Отличники  народного  образования»; Фирсов П. Т.,  Косовцов Н. П., Долженко А. П.,  Марфикова М. Д., Смагин В. И., Солопова Э. И., Шалайко М. Г. И  невольно  хочется  сказать:

                       

Вас  жизненный  путь  прекрасен  и  длинен.

                        Он  полон  труда  и  упорной  борьбы.

                        И  Родина Вас  никогда  не  забудет.

                        Спасибо, от  имени  всей  детворы!

 

11. ОТКРЫТИЕ  НОВОГО  ЗДАНИЯ  ШКОЛЫ.

( из  воспоминаний Теряева  Павла  Матвеевича, возглавлявшего строительство  школы)

            строительство  КСШ  было  начато в 1965 году. В  этом  году  выкопаны котлованы под  фундамент  и забиты бутобетонные  фундаменты. На этом постройка  школы  на  время  была  прекращена. В тот  период  стройки, строительство  велось   в 2 смены. Фундамент бетонировала  сборная  бригада, состоявшая  из 20 человек.  В  каждой  смене по 10  человек. Бригадиром  был Белозеров  Николай  Васильевич. В 1966 году строительство  школы возобновилось:  были  выложены  кирпичные  стены. Кирпичные  работы  выполняла бригада Злобина Виктора  Стефановича  из 17 человек.

             С 1967 года было  начато  сооружение  крыши, эти работы были  выполнены  бригадой  под  руководством  Злобина В. С.. С  весны 1967 года  уже  были  начаты  отделочные  работы. Эти  работы  выполняла  бригада «Межколхозстроя», штукатурами  бригады Васильева, состоящей из 14 человек. Бригадир Кулягина руководила  бригадой  маляров, состоящей из 18 человек.

            Санитарно-технические  работы: отопление, водопровод, канализация выполняли  спец. ПМК-32, а электромонтажные  работы  выполняли  спец. ПМК-31.

            Работы  по  благоустройству  школы выполняли  женщины. Их  выделял колхоз имени Сараева по 80-90 человек ежедневно. Эти же женщины  выполняли бетонирование  дорожек и  площадок  на  территории школы. Наружную  канализацию  выполняли  следующим  образом: устройство септиков, гравийно-песчаный фильтр, прокладка канализационных  труб  в  количестве 370 м. эти  работы выполняла  бригада Горбатых  Николая Ивановича, состоящая  из 10 человек.

            Все  строительные работы школы были  закончены к 30 августа 1967 года.  1  сентября 1967 года государственная  комиссия приняла  эту  новую  школу  в  эксплуатацию. Занятия  в  ней были  начаты в  октябре 1967 года.

            Глава строительства Теряев  Павел  Матвеевич на торжественной  линейке вручил  ключ  от  школы директору Горбатых  Петру  Ивановичу, и  в  этот  же  день  были  начаты  занятия.

            В  строительство  этой  школы за 2 года, не считая  перерывов, было  вложено  много  труда  и  финансовых  средств.

 

60 -70-е ГОДЫ.

            Осенние  утро 1967 года… Школа  украшена флагами  и  цветами, полна  возбужденными  учениками  в  парадной  школьной форме  с  букетами  ярких  осенних  цветов. На школьной  площадке выстроились  стройной  колонной ученики. Дирекция  школы  поздравила  учеников  с  началом  учебного  года  в  здании  новой  школы. Весь  учебно-воспитательный процесс был сопряжен  с  деятельностью  пионерской  и  комсомольской  организаций под  руководством творчески  работающего педагогического  коллектива: директора  школы -  Горбатых  Петра  Ивановича, завуча школы – Омесь Нины Михайловны, организатора внеклассной  и  внешкольной  работы – Долженко Александрой Петровной, старшей вожатой – Зиберовой Ниной Петровной, организуют коллектив на  оформление  школы: учебных  кабинетов, коридоров, пионерской  комнаты.

            Пионерская дружина Константиновской СШ имени 50-летия Вооруженных Сил СССР живет  интересной пионерской жизнью: пионерские  сборы  у  шефов  на  производстве, однодневные  походы  с  ночевкой,  сборы  дружины «Взвейтесь кострами синие ночи», встречи  с  партизанами села  Константиновского.

9 мая 1968 года Петровский  Районный  Штаб  игры « Зарница» награждает пионерскую  дружину Константиновской  СШ №2 с  присвоением «Имени 50-летия Вооруженных Сил» за  активное  участие в  подготовке  и  проведении Всесоюзной  игры « Зарница». Отряд «зарничников» занял  в  этом году 1-е место в  смотре  строя и  песни  в  районе. Старшая  вожатая – Зиберова  Нина  Петровна  и пионеры  активисты награждаются путевкой в город-герой  Волгоград.

             В 1968-1969 учебном году учебно-воспитательный  процесс , культурно-массовая работа  была  направлена  на  достойную  встречу  50-летия комсомола и 100-летия  со  дня  рождения В. И. Ленина.

            В 70-е годы коллектив  учеников средней  школы  принял  активное  участие  во  Всесоюзной  операции  «Зернышко», комсомольцы  трудились  в УПБ, пионеры  организовывали патрулирование  по  дорогам  с  целью  сохранения  урожая.

            Традиционным  в  школе  стал  конкурс « Юный пахарь». В 1972 году выпускница  школы Ирина  Воробьева заняла 1 место  в  России в  конкурсе « Юный пахарь». Главный   комитет  ВДНХ  утвердил   школу   участником ВДНХ  СССР   ( свидетельство

№ 1729). А пионерская  дружина имени 50-летия Вооруженных  Сил 17 мая 1972 года  занесена  в Книгу Почета Петровской  районной  пионерской  организации Ставропольского края  за  отличные  успехи  в  марше «Всегда  готов!» в связи  с 50-летием ВПО  им. В.И. Ленина.

            Комсомольцы 8-10-х классов приняли  участие  в  ремонте  школы, провели воскресник  по  благоустройству школьного двора, у порога  школы  посажены  цветы, кустарники, каждый  старался  оставить  частицу  своего  на  память  родной  школы.

            Пионерские отряды, дружины соревновались  между  собой  по  основным  показателям за  право  подписать  Рапорт пионерии XXV съезду  партии. В  дружине этой  чести  удостоен  отряд «Спутник» 5 а класса.

            ( Из  воспоминаний Зиберовой  Нины  Петровны старшей  пионер вожатой  с 1964 по 1973 год)

            «В эти годы пионеры  Константиновской СШ жили  интересной пионерской  жизнью. Кажется,  мы  не  знали  преград.

            1971 год – пионеры  вычистили  все  дворы  и  улицы  рот  металла, свозили  в  школу  на  тачках, подводах, машинах. В  селе  стоял  шум, на  улицах  полно  школьников. Везли  металлолом  в  школу  с  флагами. В  школе  взвешивали, подводили  итоги  на  стенде. Было  собрано 64 тонны  металлолома. Победители: Щукин В.,  Афонин Г.,  Чепраков А.

            В 1978 году  школьники  готовились  к XI  Всемирному Фестивалю Молодежи. Вокальная  группа  школы  принимает  активное  участие в  районном  Фестивале.

            С 1978 в педагогическом коллективе  произошли  изменения. Произошла  реорганизация  школ, 8-летняя вошла  в  состав  средней, директором  школы  стала  работать Зиберова Нина  Петровна. Завучем – Ляхова В.И. – завуч  бывшей  восьмилетней  школы, организатором – Сотникова В.А. ; учитель иностранного языка. Старшей пионервожатой -  Чибисова Е.И. – выпускница 1978 года.

 

80—е ГОДЫ.

             В 1982 году ( директор – Зиберова Н П.) – первая  в  Ставропольском  крае в  рамках  эксперимента начала  обучение  детей  6-ти  летнего возраста: учитель – Анцупова  Л.П., воспитатель- Горбатых Е.А.  В  школе был  красочно  оформлен  кабинет  начальных  классов, отдельно -спальни для  детей по  режиму. Директор  школы  вместе  с  учителями  ездили в  г. Ставрополь в СШ № 25 – к своим  коллегам делиться  и  обмениваться опытом. Эксперимент  удался. Сейчас все  дети  обучаются  в  школе  с  6-ти лет.

            В 80-х годах  особое  внимание  уделялось  воспитанию в  детских  организациях – пионерской комсомольской. В первой  половине  80-х  по  инициативе  районного  совета  п/о,  штаба   РВС  ежегодно  проводились  смотры  пионерских  ритуалов,   строя  и  песни. Эти   пионерские праздники  посвящались 60-ти летию  Пионерии, XIX съезду ВЛКСМ и  проводились  в  г. Светлограде. Отряды  нашей  дружины, церемониальные  группы признавались  всегда  самыми  лучшими, занимали 1 и  призовые  места. Большую  помощь  пионерской  дружине в  подготовке  с смотру оказывали  военрук школы Косовцов Н.П,, классный  руководитель Семенихина Т. П., командир  отряда – С.Вычегжанин, руководитель  духового  оркестра – Бессмертный М. К.

            В 1984 году  в Москве проводился  Всемирный фестиваль Молодежи и студентов. В  школе у нас проведены Митинги Солидарности, конкурсы политических плакатов, песен, субботники, выставки детского  творчества, базар  солидарности. На  ярмарке были  представлены  на продажу  сладкие  изделия, а  также  поделки, экспонаты. Вырученные  деньги  перечислены  в  Фонд XII Всемирного Фестиваля молодежи  и  студентов.

            Ученический  и  учительский  коллективы  неоднократно  перечисляли в Фонд Мира заработанные средства,  за что Оргкомитет РК КПСС наградил Коллектив  учителей  и  учеников  Почетными  грамотами, Дипломами, подарками.

             1985 году пионерская  дружина  стала  победителем  в  операции «Металлолом на пионерскую колонну дождевальных машин «Фрегат».

            В этом же году страна  торжественно  отметила  знаменательную  дату 40-летие Победы в ВОВ. Педагогический  и  ученический  коллективы  активно  включились в подготовку.  В  октябре в  комсомольских  группах  проведены  комсомольские  собрания «Ты  на подвиг  зовешь, комсомольский  билет», конкурс  комсомольской  военной  песни. Учащиеся  приняли  участие  в  конкурсе  сочинений «Я голосую  за  мир», « Есть  много  стран  на  свете, но Родина …?». Пионерские  сборы «Салют Победы», политинформации, встречи  с  участниками, ветеранами войны.

            К 9 мая в  школе по  итогам  поисковой работы  каждого  отряда  под  руководством учителей-комсомольцев  прошли  Встречи с  ветеранами  войны, участниками  военных  событий, вдовами, детьми  войны, тружениками тыла « Спасибо, Вам за  тишину».

            За  активную  работу на  маршрутах  марша «Салют, Победа», посвященного  40-летию  победы, пионерская  дружина награждена Грамотой с  присвоением  звания «Правофланговый Всесоюзного  Марша» ( 21 мая 1685 года)

            В 1987 году пионерская  дружина  за  активную  работу  на Марше в  честь 65-летия Пионерии награждена  Грамотой районного Совета ВОП им. Ленина с  вручением  Знака « Юный Ленинец».

            Интересной  была  жизнь комсомольской  организации. Трудовые  дела, культурно-массовая работа, вечера, праздники.

 

90-е ГОДЫ.

            В 1990 году  в  школе  произошли  важные  события: мы  первыми  в  Петровском  районе  в  форме  эксперимента  перешли  на  обучение  детей  английскому  языку  с  дошкольного  возраста  и вторые на  базе  школы открыли  филиал  Светлоградского регионального с/х колледжа. У  старшеклассников  открыта  перспектива  получения  необходимых  специальностей – портной, тракторист, водитель,  в  стенах  родной  школы. В  школе  введена  должность заместителя  директора  по  трудовому  обучению.  Им  стала,  учитель  географии Тимофеева  К. М., в  последствии  эту  должность  занимали  Пантелеева Татьяна Александровна, Воробьева Галина Викторовна.

            Ученики  школы  по-прежнему  в  центре  бурной кипучей  жизни  школы. Готовится  большая  концертная  программа.  Школа  становится лауре6атом самодеятельности школ Петровского  района в 1991 году.

            В 1992 году  активно  участвует  в  Фестивале « Улыбки  Весны». В  стране  произошли  коренные  изменения, поэтому  детские  организации  пионерии и  комсомола  стали  менее политизированными. И  у  ребят  появилась  возможность  выбора свободных  форм  общения, организации досуга. Изменились подходы  к  самоуправлению учащихся.  Стиль  взаимоотношений  носит характер  психопедагогического  процессо-соуправления учитель – ученик. В школе  появляются  Совет  школы, советы  дела, советы  класса.

            В 1995 году , в  год  50-летия  со  дня  Победы  в  школе  проведен большой  праздник. В программе чествование  учителей  ветеранов   войны, вручение  подарков, приглашение ветеранов и конкурс « Песня  в  солдатской  шинели»

            1996-1997 годы в  школе  впервые  проводится  конкурс «Ученик  года». В шоу  «Ученик года» - 97 стала – Ледовская  Ирина 10а, Кл. руководитель Баранова Г.И. В 1999 году Соловьева Юля 9 а класс, была  участницей  районного  конкурса, году  заняла 4 место.

             В 90-х годах  ежегодно  проводились  смотры Общественных  Знаний, Слеты  отличников, КТД «За  честь  школы». К  этому  празднику  готовились классные  коллективы, проводились  презентации, выставки  кружков. В 1998 году, в  год 80-летия ВЛКСМ  в  классных  коллективах  проведены  встречи  с ветеранами пионерского  и комсомольского  движений: Чибисовым И.Д.,  Смагиным И.Д.,   Афониным А.И. , Цапенко В.И., Каменевым Н.И., Марфиковой М. Д..

            Учащиеся  школы свято  чтят  традиции  села, одной  из  них День  Памяти Красных партизан – 29 ноября. В  этот  день проводится  торжественная героическая поверка «Легенды  расскажут какими Вы были». По  традиции, председатель совета  ветеранов Добриков И. И. вручил классным  коллективам  поисковые задания.

 

2000 – е  ГОДЫ.

            2001 год . Введение 3-го  развивающего часа физкультуры, начало школьной проектной деятельности. Создание  истории школы. Введение  системы  «Гармония» в начальной школе. В  краевом конкурсе  учебно-опытных участков звено опытников заняло 1 место и было  награждено дипломом.

            2002 год. Открытие пришкольного  лагеря «Ромашка». На  районном фольклорном  смотре коллектив «Константиновский крылечки» стал  дипломантом.

2003 год. Введение предпрофильной подготовки 8-9классов, профильного обучения в 3-й ступени. Обновление компьютерной  техники. Реконструкция  школьного двора, создание  детских игровых площадок по  месту жительства. Баранова Г. И.  принимала  участие в Международном  конкурсе им. Макаренко, где была награждена дипломом.

2004 год. В районном  конкурсе «Восходящая  звезда» Петровского района Гаевая А. , Афонина А., ВоробьеваА., Теряева Н. стали  дипломантами. В краевом  конкурсе «На  лучшую  лагерную  смену» коллектив школы занял 1 место. На краевой выставке технического  творчества Климов Александр  награжден Почетной грамотой. На 36-м краевом слете УПБ  Анисимова А.  стала  призером. В национальном  конкурсе «Молодые хозяева земли» коллектив школы стал лауреатом и  награжден Золотой статуэткой богини плодородия, посвященном 50-летию бригад Ставропольского края.

2005 год.  Объединение «Пролеска» в  районном  конкурсе «Я – гражданин России» заняло 1 место. В  районных  конкурсах наша  школа принимала  активное участие: «Лидер года» Гаевая Алина заняла 1 место,  в конкурсе  «Профессионального мастерства» члены УПБ  заняли 1 место,  в конкурсе «Самый классный, классный» Теряева Ю.В. заняла 1 место. В краевом форуме «Надежда России» Гаевая Алина стала лауреатом в номинации «Надежда России – жизнерадость». В краевом конкурсе «Дни славянской письменности «Этнокультура славян и современность» Гаевая А. награждена Почетной грамотой. В краевом  конкурсе «Военная история моей семьи» Баранова Ю. стала дипломантом. В краевом конкурсе  на лучшее сочинение «Если бы я был…» Анисимова А. награждена Почетной грамотой.

Школа в 2001, 2003,2004,2005 годах стала победителем  в  районном  смотре образовательных учреждений  и  награждена  ценными подарками.

 

 

СПОРТИВНЫЕ  ДОСТИЖЕНИЯ.

            В  школе  регулярно  проводятся  общешкольные  дни  здоровья  и  военно-спортивная  игра «Зарница». Школьная команда ежегодно  принимает  участие  в  районном  финале игры «Зарница»

            Традиционно в  школе  проводится месячник  оборонно-массовой и спортивной  работы. В  ходе  месячника проводятся  мероприятия  направленные  на  воспитание  школьников  в  духе патриотического  отношения  к  Родине, к вооруженным  силам РФ. Многие  выпускники  нашей  школы закончили  военные  училища, стали  офицерами и  несут  службу в  ВВС РФ.

            Один  их  них Хорошилов  Николай  Николаевич, закончил Военную академию.

            Традиционными  в  школе  стали  такие  мероприятии как « Вахта Памяти», у Мемориала Славы к 9 мая, проводы  призывников в Российскую  Армию.

            Четыре выпускника  нашей  школы закончили Гос.Пед. институт ( спортивный  факультет) и  стали учителями  физической  культуры: Боброва В.В., Анцупова М.В.. Брыкалов В.И. Афонин Владимир  Иванович  является  мастером  спорта  по  акробатике.

            Анцупова Марина Васильевна, Афонин Геннадий Петрович. Анцупова Елена Васильевна являются кандидатами в  мастера  спорта  по  легкой  атлетике.

Афонин Геннадий Петрович рекордсмен района среди  школьников  в  беге  на 3000 метров.

Дорохин Дмитрий Александрович чемпион  района среди  школьников  в  беге на 100 метров и 400 метров.

             Калашкиков Р.А., Анцупова М. В., Анцупова Е. В., Сурнев Р.А. закончили  школу Олимпийского  резерва в г. Ставрополе.

            Сурнев Р.А. является  игроком  команды «Динамо» г. Ставрополя по футболу. Дорохин А.А. в  настоящее время  занимается в  группе подготовки этой команды.

            Школа неоднократно занимала  призовые  места  в  спартакиаде  и  награждалась  грамотами Райспорткомитета . Многие ученики  входили  в  сборную школ  района и защищали  честь  района. Юные футболисты  являются неоднократными  участниками финала на  приз  «Кожаный мяч». Отдельные  члены  команды  участвовали  в зональных Российских  соревнованиях по футболу  на  приз «Кожаный мяч».

2002 год. Краевая спартакиада школьников по «Мини-футболу», в которой приняли  активное участие Попов Михаил, Чепраков Александр. В итоге школа  заняла 3-е место.

            2003 год. Краевая спартакиада школьников по «Мини-футболу», в которой школа заняла 3-е место.

            2004 год. Краевая спартакиада школьников, в которой Пантелеев В. и Никифоров А.  заняли 3-е место.

 

ТРАДИЦИИ ШКОЛЫ.

 

                        1 сентября –  День знаний

 

                        Октябрь  -     Бенефис школы.  День учителя

                                                Месячник правовых знаний

 

                         29 ноября -    День Памяти Красных партизан

                         Ноябрь -        Месячник  изучения истории села

                                                   Легенды расскажут, какими вы были

 

                         Декабрь -       Серпантин Новогодних представлений

 

                         Январь -         Месячник оборонно-массовой и спортивной работы

                         Февраль -       Вечер  школьных друзей

                                                    День Святого Валентина. А, ну-ка, парни!

 

                         Март -            А, ну-ка, девушки!

                                                   Шоу « Ученик года»

Апрель –        Экологический  месячник  «Сохраним планету             

                       голубой и     зеленой».

 

                         22 апреля -     День Земли

 

                          Май -             Слет отличников

                                                    Вахта памяти

                                                    Последний звонок

 

                           Июнь -          День защиты детей

                                                      Выпускной бал

 

 

ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ.

 

            1. Горбатых Петр Иванович – окончил Ставропольский Педагогический институт. Работал директором с 1962 по 1969 год. До этого работал учителем физики, астрономии в Просянке, Сухой Буйволе. По  состоянию здоровья ушел  на отдых.

 

            2. Звада Василий Дмитриевич – работал директором с 1969 по 1976 год. Отличник народного образования. Под его руководством оформлен военный кабинет, оборудованы все кабинеты, после строительства школы, сделан капитальный ремонт. После поездки в Алжир стал работать в г. Светлограде директором педучилища. Последние годы жизни работал директором Светлоградского регионального колледжа.

 

            3. Смыкова  Мария Никитична  - окончив Благодарненское педучилище в 1951 году была  направлена  на работу в Константиновский детский дом воспитателем. После расформирования детского дома   в 1955 году, 2 года работала учителем математики в вечерней школе сельской молодежи. А потом была переведена в среднюю школу учителем физики и математику. В 1959 году была  назначена завучем  в Константиновской СШ, а в 1965 году была освобождена от  должности завуча  по  семейным  обстоятельствам, оставаясь преподавателем математики  в  этой школе. Институт окончила в1961 году заочно, 1976 году была назначена  директором СШ , а в 1978 году была  освобождена от должности  по  состоянию здоровья. В 1986 году ушла  на  пенсию. Работа была  отмечена множеством благодарностей, Почетных грамот, медалью «Ветеран труда».

 

            4. Зиберова Нина Петровна – родилась 28 сентября 1946 года в селе Константиновском м многодетной семье. Закончила школу с серебряной медалью. После окончания школы была принята  на работу старшей вожатой ( с 1964 по 1973 год). Пионерская дружина, которую возглавляла Нина Петровна все годы, была правофланговой. Награждена значком ЦК ВЛКСМ «Лучший вожатый».

 В 1973 году Нину Петровну назначили организатором внеклассной и  внешкольной работы по 1978 год.

1978 год  - год назначения Зиберовой Нины Петровны директором Константиновской СШ, где она работает и по сегодняшний день, отдавая все свои знания, энтузиазм, трудолюбие, творчество, инновации  своей родной школе: учителям, ученикам.  В школе за эти годы созданы творческие лаборатории по  предметам, созданы богатые методические кабинеты, учебные кабинеты, эстетически оформлен зал «Боевой славы.»

 

ЗАВУЧИ ШКОЛЫ.

 

            С 1962 по 1967  год  -    Фирсов Петр Тимофеевич

 

            С 1968 по 1976 год   -     Омесь  Нина Михайловна

 

            С 1976 по 1979 год   -     Евдокимова Валентина Яковлевна

 

            С 1979  по 1986 год  -      Ляхова Вера   Ивановна

 

            С 1986 по  1996 год -       Сотникова  Валентина  Алексеевна

 

            С 1996 и в настоящее время  - Семенихина  Татьяна  Петровна

 

 

СТАРШИЕ ПИОНЕРВОЖАТЫЕ.

 

            С 1964  по 1973  год  -  Зиберова  Нина Петровна

 

            С 1973 по 1975 год   -   Анцупова Любовь Петровна

 

            С 1975 по 1978 год  -   Добрикова Татьяна  Ивановна

           

            С 1978 по 1985 год -    Чибисова Елена  Ивановна

 

            С 1985 по 1986 год  -    Зайцева  Валентина  Александровна

 

            С 1987 по 1989 год  -    Лагутина  Ирина  Петровна

 

            С 1989 по 1991 год    -  Дорохина  Галина  Васильевна

           

            С 1991 по 1998 год  -    Ермолова  Светлана  Ивановна

 

            С 1998 по 2000 год -      Ширяева  Елена  Сергеевна

 

            С 2000 по 2002 год -       Кузьминова  Елена  Викторовна

 

            С 2002 по 2003 год -      Баранова  Оксана  Николаевна

 

            С 2003  по 2004 год  -     Леонова  Наталья  Ивановна

 

 

ОТЛИЧНИКИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ.

 

            1.Анцупова  Любовь Петровна – учитель  начальных классов. В школе  работает  с 1973 года.  В 1982 году  присвоено звание Отличник  народного образования.

 

            2.Баранова Галина  Ивановна – работает  в  школе  с  1975 года. Отличник  народного  образования с 1994 года.

 

            3.Зиберова  Нина Петровна – учитель биологии и химии. Отличник  народного образования с 1972 года. С 1978 года  является  директором Константиновской  СШ.

           

            4. Косовцов  Николай  Павлович – учитель начальной военной  подготовки. Общий  педагогический стаж – 52 года. Отличник  народного образования РСФСР и СССР.

 

            5. Ляхова  Вера  Ивановна – учитель русского  языка  и  литературы. Отличник  народного образования  с 1975 года.

 

            6. Масловец Лидия  Анатольевна – учитель математики. Педагогический стаж с 1971 года. Отличник  народного образования с 1994 года. Руководитель МО.

 

            7. Семенихина Татьяна  Петровна - учитель русского  языка  и  литературы. Педагогический стаж с 1972 года. Отличник  народного образования с 1997 года. Завуч  школы с 1996 года

           

            8. Сотникова Валентина  Алексеевна – учитель иностранного языка. Педагогический стаж с 1963 года. Отличник  народного образования с 1994 года.

 

            9. Семенихина Светлана  Васильевна – учитель  начальных классов. Педагогический стаж  с 1971 года. Отличник  народного образования с 1982 года.

 

            10. Чибисова  Елена  Ивановна – учитель истории. Педагогический стаж с 1978 года. Отличник  народного образования с 1995 года.

 

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ  СЛУЖБА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЕ ШКОЛЫ.

 

Логопедия  является одним  из  разделов специальной педагогической дефектологии. В Константиновской  СШ с 1995 года существует логопедическая служба. Эту  должность  занимает  учитель- логопед  Исаева Светлана Викторовна. В 1995 году  закончила СГПУ, факультет дефектологии. Работая  с  детьми, она  использует свои  профессиональные знания в  области логопедии и дефектологии, проявляет любовь  и  трепание  к  детям. На  логопедический  пункт зачисляются  дети имеющие  различные   речевые  нарушения: нерезко выраженное ОНР, недостатки  письма  и  чтения, дефекты  произношения  отдельных звуков, недостатки речи, связанные  с  аномалиями артикуляционного  аппарата, заикания.

            Как и  все  работники  школы учитель-логопед находится  в  постоянном  поиске новых  путей  достижения положительных  результатов.  Несмотря  на  различные проблемы  и  трудности, дело  продвигается, и хочется надеяться, что эта  проблема вскоре  перестанет быть актуальной.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕМЕЙНАЯ СЛУЖБА.

 

                                                                                  Каждому  из  нас  нужно  такое место, где

                                                           можно   не    притворяться,   где  тебя    не                    

                                                            обманут, где  тебе  спокойно и хорошо, где                                                        можно отдохнуть всей семьей. Такое                                                                                место – твоя семья, дом.

 

С  апреля 1999 года Константиновская СШ включилась  в  работу по  проблеме «Социализация, воспитание, развитие личности». Первым  социальным  педагогом  в  школе  стала Зиберова Ирина  Ивановна.

            Социальным  педагогом  в сотрудничестве с  администрацией школы, педагогическим  коллективом было принято решение о  необходимости организации  в  школе психолого-педагогической семейной службы. Цель, которой -  предупреждение и разрешение  конфликтных  ситуаций  в  школе, семье, группе  сверстников, оказание  конкретной  социальной помощи  семьям  и  детям.

            В  качестве  диагностических  методов использовались КРС (кинетический рисунок семьи), опросник АСВ, (анализ семейного  воспитания),  другие диагностические  методики, а также  методы включенного  наблюдения, собеседования.

            В  наше  время с  большими  трудностями  столкнулись социально-незащищенные  семьи, это  в  первую  очередь из  числа  многодетных  семей и  неполных. В  школе  ежегодно проводится  акция «Милосердие» по сбору  одежды, обуви, продуктов питания для этой категории семей. Большое внимание уделяется семьям , в которых дети растут без  родителей, их опекают родственники, как привило это бабушки, которые  не в  состоянии выполнять большие  физические  нагрузки. Работа  предстоит еще долгая, но  небольшие  успехи  убеждают  нас, что  мы  на правильном пути. Ведь  взаимоотношения, складывающиеся между  родителями и  детьми, продолжаются всю жизнь и  следовательно  оказывают  наиболее длительное воздействие на  наших воспитанников, поэтому они  и  являются решающим  моментом специализации.

 

ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА.

 

             Демократизация образования остро поставила вопросы  развития активности, нравственности, способностей ее граждан. Успешность решения этих  задач во  многом  обусловлена тем, как отразятся  происходящие перемены в  школьной жизни. Одной из  проблем, стоящих  на пути. Является то, что  обучение  и  воспитание не опираются  в  должной  степени на  имеющиеся психологические знания о  развитии ребенка и  формировании его личности. Появление  психолога   в школе позволит компенсировать имеющиеся проблемы, более сознательно вникнуть в школьную жизнь, максимально содействуя развитию подрастающей личности. Работа  психолога в  основном  направлена  на решение конкретных  проблем, с которыми к  нему  обращаются учащиеся, их  родители или учителя. Главная  цель  психологической  службы – содействие психическому здоровью, образовательным  интересам и  раскрытию индивидуальности социализирующейся  личности, а  также коррекции разного  рода  затруднений  в  ее  развитии.

            в Константиновской  СШ психологическая служба  создана в 1991 году.  В  разные  годы психологами в  школе были Солдатова  Нина Александровна, Баранова  Елена Александровна, Алексеева Вера Юрьевна. С 2000 года в Константиновской  СШ работает  психологом Концурова  Виктория Николаевна. Образование высшее. В 1993 году окончила СГПИ  ФНК д/о. В 1998 году  СКИПКРО ( психолог – социальный педагог).

            В течение года  ведется индивидуальная  и групповая работа  с  детьми. В 1-х классах созданы группы развития, куда  вошли дети, показавшие  низкий уровень  готовности к школе и  имеющие  проблемы  в  личностном  развитии: эмоциональные  нарушения, нарушения волевой сферы и другие. Развивающая работа строится  на основе индивидуального подхода к учащимся. Занятия проходят в  игровой форме и вызывают  у  ребят живой интерес. В основе отношений психолога с детьми лежит доброжелательный и дружелюбный подход, исключающий порицание на  неуспех.

            В школе работает Комитет по защите прав школьников из  представителей 5-11 классов. Во  время таких  встреч дети вместе  с  психологом ищут выход из сложившихся конфликтов, пытаются понять механизм  конфликта, чтобы эффективно  его  разрешить  или  избежать.

            Школьную психологическую службу  можно  рассматривать, как своеобразное   взаимодействие практического школьного психолога с учащимися различного возраста, их учителями и родителями. В центре этого взаимодействия – интересы ребенка, как формирующейся личности.

 

            В Константиновской  СШ разработана и претворяется  в жизнь концепция духовно-нравственного развития личности, на  основе которой оформлена модель школы и  разработана  программа духовно-нравственного развития школьника (программа воспитательной работы для каждой ступени).

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

            1. деятельность творческой лаборатории классных руководителей.

            2. Методический иллюстрационный наглядный  материал по  школе: «Социализация, воспитание и  развитие личности».

            В  основе  воспитательной работы заложены принципы воспитательной методики Караковского, Иванова, Щурковой.

            К числу  достоинств  творческой лаборатории классных руководителей относится:

                        -создание банка идей и  методов для воспитательной работы;

                        -планирование. Посещение и  анализ  открытых  мероприятий;

                        -пропаганда  передового опыта воспитательной работы;

                        - разработка, внедрение Досуговой программы;

                        - разработка и внедрение программы «Возвращение к истокам».

            В целях профилактики правонарушений учащихся в школе действует Центр Защиты прав личности, достижением, которого является разрабатывание Программы психологической реабилитации и профилактики правонарушений.

            Система дополнительного образования Константиновской  СШ ориентируется на социализацию  личности. Развитие их творческих качеств, познавательных способностей, удовлетворение личных  потребностей  и  интересов.

Структура школы состоит:

            - системы 12 комплексных учебно0воспитательных блоков;

            - 4 подсистемы:  а) трудовой (Биржа труда),

                                           б) эстетической (ассоциация клубов общения и развития личности)

                                           в) физической (Физический центр)

                                           г) правовой (Центр защиты прав личности).

            Стратегическая цель  учебно-воспитательного процесса: «Развитие социально-ориентированной личности выпускника школы».

            В школе сложились единые требования к педагогическому руководству детьми и системе внеклассной работы, работы классных руководителей, воспитателей. В центре воспитания – личность учащихся, ее  воспитание, развитие, социализация. На основе  полученной информации у классных руководителей накапливается материал о реальных учебных возможностях  каждого школьника, об уровне его воспитанности, дисциплинированности, состоянии здоровья, степени утомляемости, особенностях характера.

            На педагогических консилиумах не только обсуждаются итоги диагностики, но и  разрабатываются пути , способы работы с учениками по формированию, развитию, преодолению тех или иных качеств личности. Соблюдая преемственность  в воспитательной работе, учителя начальных классов знакомят с накопленным  материалом об учащихся классных руководителей 5-х классов.

            Отбирая формы и  методы воспитательной работы с учащимися. Классных руководителей, руководителей кружков. Клубов уделяют особое внимание  включению учащихся , имеющих  отклонения от  норм поведения, в организации общественно полезных дел. Ведется большая работа по  пропаганде здорового образа жизни, формирование нравственной позиции личности, как системы ценностных ориентаций и поведения.

            Учащиеся школы – активные непосредственные организаторы  и участники досуговой сферы, творческой деятельности на  основе КТД, индивидуальных творческих занятий.  Разнообразными формами деятельности во  второй половине дня охвачена большая часть учащихся  школы разного возраста, эстетическая подсистема школы способствует воспитанию гуманной, духовной, творческой и практической личности.

            В школе систематически проводится дифференцированная работа  не только с учащимися, но и с их родителями, совместные классные собрания, встречи за Круглым столом, семейных клубов, конференций, встречи актива родителей и коллектива учащихся, общешкольные родительские собрания.

            В школе активно работают  органы детского самоуправления: Совет старшеклассников, совет подростков, учком: четкая организация дежурства по школе, культурно-массовая работа - вечера, праздники.

            Заметно активизировалось детское движение: в школе действует 3 экологических отряда, отряд ЮИД, отряды милосердия, клуб «Истоки», хорошо организована тимуровская работа, для малышей организована игра «Живой родник».

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz