Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

с. Константиновского

Петровского района Ставропольского края

 

География

Авторы: Логвиненко И.В., Климова С.А. 

Урок в 10 классе  

Тема урока: Электроэнергетика.

Тип урока: изучение нового материала

Вид: интегрированный урок географии и информатики.

Цель урока:

продолжить   формирование   знаний   об   отраслях   Мирового   хозяйства;   изучить электроэнергетику и ее роль в мировой экономике в эпоху НТР;

-  ознакомить учащихся с размерами и структурой выработки электроэнергии в мире;
—назвать основные способы выработки электроэнергии — как традиционные, так и аль­
тернативные; страны-лидеры, тенденции и перспективы развития;

-  систематизировать знания учащихся о воздействии энергетики на окружающую среду:

-   научить  школьников применять  современное программное обеспечение в решении
нестандартных задач.

Задачи урока:

1.Воспитательная - воспитание информационной и экологической культуры, способствовать

формированию гражданской позиции.

2.Учебная - формирование знаний об особенностях развития мировой электроэнергетики.

3. Развивающая - развитие логического мышления, расширение кругозора, развитие навыков

самостоятельного получения знаний; умений делать умозаключения и выводы.

Средства   обучения:   компьютерный   класс,   оснащенный   современной   техникой   и лицензированным программным обеспечением, политическая карта мира, атласы.

Виды деятельности учащихся и учителя:

1.    Мотивация и постановка цели: повторение уже изученных и знакомство с новыми
терминами и понятиями; беседа о роли и месте электроэнергетики в мировой экономике;
Просмотр презентации ученика по теме: "Принципы выработки электроэнергии и схема транспортировки её к потребителю".

2.    Актуализация знаний: фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к
усвоению нового материала.

3. Введение новых знаний: объяснение нового материата.
Просмотр презентации «Электроэнергетика и окружающая среда».

4. Закрепление: самостоятельная работа учащихся с таблицами и определение стран — лидеров по выработке электроэнергии в абсолютном измерении и на душу населения;

практическая работа учащихся по сортировки данных таблиц, по построению диаграмм, обсуждение полученных результатов.

5.  Обсуждение д/з.

6.  Подведение итога урока.

Термины и понятия:

«Авангардная тройка», электроэнергетика, электрификация топливно-энергетического баланса, типы электростанций — тепловые, гидро-, атомные, геотермальные, приливные, солнечные, ветровые, нетрадиционные (альтернативные) источники энергии.

Географические объекты

Страны: Австралия, Австрия, Бразилия, Великобритания, Дания, Индия, Исландия, Канада, Катар, Китай, Кувейт, Литва, Новая Зеландия, Норвегия, Парагвай, Россия, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция, ЮАР, Япония, Нигер, Казахстан, Украина.


 

 

Ход урока

I.      Орг. момент.

 

II. Мотивация и постановка цели:

(презентация)

В 2005 году крупнейшая авария потрясла Нью-Йорк. В этот вечер город окутала кромешная мгла, выключенные светофоры вызвали аварии, пробки на улицах нарушили движение: остановились автобусы, троллейбусы, поезда в метро. Выключилась вентиляция, прекратилась подача воздуха в остановившиеся лифты, они превратились в душегубки. Замерли все электродвигатели на заводах и фабриках, прекратились все технологические процессы. Отключились холодильники, холодильные камеры. Нарушилась связь. В течение нескольких часов жизнь в Нью-Йорке была парализована. Учитель: Какая трагедия постигла Нью-Йорк?

На линии электропередач, связывающей США и Канаду, возникли неполадки, в результате отключились электростанции.

Учитель: и так ребята вы уже наверное догадались, какова тема сегодняшнего урока

Учитель: тема нашего урока «Электроэнергетика», основная цель нашего урока это - продолжить формирование знаний об отраслях Мирового хозяйства;

-   изучить электроэнергетику и ее роль в мировой экономике в эпоху НТР:

-   познакомиться с размерами и структурой выработки электроэнергии в мире;
—вспомнить основные способы выработки электроэнергии — как традиционные,
так и альтернативные:

-   выявить страны-лидеры, определить основные последствия влияния
электроэнергетики на окружающую среду;

-   научиться применять современное программное обеспечение.

 

III.Актуализация знаний Учитель:

1.  Что такое электроэнергетика?

Ученики: Электроэнергетика — это выработка электроэнергии (на различ­ных видах электростанций) и ее передача на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП).

2.  Значение электроэнергетики

Конечно, мгновенное прекращение подачи электроэнергии - случай крайний. Но попробуйте представить себе, что мы тем или иным путем подготовились к ее исчезновению или резкому сокращению потребления. И тогда возникнет вопрос: согласны ли вы жить в доме, где нет телевизора, магнитофона, нет подачи централизованного тепла, газа, горячей воды, не работает утюг, холодильник, пылесос и т.д. Примиритесь ли вы с тем, что исчезнут кинотеатры и самолеты, метро и автомобили, корабли и поезда, и многое другое, чем мы пользуемся и считаем это само собой разумеющимся? Ответ на все эти вопросы будет однозначный - отрицательный! Мы понимаем, что жизнь современного общества невозможна без электроэнергетики. Ее не зря относят к базовым от­раслям, от которых зависит и развитие производства, и обеспечение жизнедеятельности населения. Электроэнергетика - одна из отраслей авангардной тройки.

Это важнейший, универсальный, самый Эффективный в технико экономическом плане вид энергии. Это предопределило ее широкое использование на производстве и в быту. В эпоху НТР, особенно растет производство электроэнергии т. к. развивается электронизация, комплексная автоматизация, информатизация. Давайте сейчас вспомним основные принципы выработки электричества.

3. Показ презентации по теме «Основные принципы выработки электроэнергии и её передачи.

 

 

Учитель: Какой же принцип лежит в основе выработки электрического

тока? (принцип электромагнитной индукции)

4. Фронтальный опрос. ( по типам электростанций)

1.      Какие основные виды электростанций вам известны?

2.      Назовите основные преимущества и недостатки ГЭС.

3.  Назовите преимущества и недостатки ТЭС

4.  Что вы можете сказать об атомных электростанциях?

5.  Какие альтернативные источники энергии вам известны?

 

 IV. Введение новых знаний

Учитель:

(Презентация "Электроэнергетика - одна из отраслей авангардной тройки")Электроэнергетика - одна из отраслей авангардной тройки. Вклад отдельных регионов в электроэнергетику мира неравноценен, по общей выработке их можно расположить в порядке убывания таким образом:
Северная Америка, зарубежная Европа, зарубежная Азия, СНГ, Латинская
Америка, Африка, Австралия.

На экономически развитые страны приходится 80% мировой выработки, на развивающиеся — около 20%.

 А в первую десятку стран входят США, Россия, Япония, Китай, ФРГ, Канада,
Франция, Великобритания, Украина и Индия, причем в России, в отличии от
всех других стран «первой десятки» в 90-х годах наблюдалось снижение объема выработки электроэнергии.

Душевой показатель производства электроэнергии колеблется от 29 тысяч кВт в Норвегии до 350 — 550 кВт ч в Индии и Китае, при среднемировом показателе 2140 кВт ч.

Структура выработки электроэнергии в мире сейчас такова:
на ТЭС вырабатывается 62% электроэнергии,

на ГЭС — 20%, на АЭС— 17%

Такое соотношение, в целом, характерно также и для отдельных регионов, но наблюдаются и некоторые отклонения. Так, например, в Латинской Америке 3/4 всей электроэнергии вырабатывается на ГЭС. Доля АЭС выше среднемировой

только в зарубежной Европе и Северной Америке.

По структуре выработки электроэнергии можно выделить следующие группы
стран:

Первая группа где большая доля электроэнергии вырабатывается на ТЭС

(работающих на угле, мазуте и природном газе). Сюда можно отнести США, большинство стран зарубежной Европы, Россию, ЮАР, Китай, Польшу, Австралию (использующая, в основном, уголь в качестве топлива) и Мексику, Нидерланды. Румынию, Саудовскую Аравию, Кувейт, ОАЭ, Алжир (богатые нефтью и газом).

Вторая группа образована странами, в которых велика или очень (до
99,5% — в Норвегии) доля ГЭС. Это  Бразилия, Парагвай, Гондурас, Перу,
Колумбия, Швеция, Албания, Австрия, Эфиопия, Кения, Мадагаскар, Новая
Зеландия. Но по абсолютным показателям производства энергии на ГЭС в мире лидирует Канада, США, Россия, Бразилия, Китай, Норвегия.

Третью группу составляют страны с высокой долей атомной энергии. Это
Франция, США, Япония, ФРГ, Россия, Канада, Литва, Бельгия, Республика
Корея.

Ускорение    темпов    экономики    сопровождается    увеличением потребления  энергии,   в  то  время  как  энергетика  становится  основным источником загрязнения как воздушного, так и водного бассейнов. Около 80% общего загрязнения приходится на процессы по выработке энергии, включая добычу, переработку и использование топлива. Таким образом, при изучении энергетики необходимо рассмотреть вопросы воздействия на окружающую среду различных источников получения энергии и степень их экологичности.

 

 Показ презентации по теме «Электроэнергетика и окружающая среда», 

 

Учитель: к данной презентации хочется добавить слова Джорджа Драйфуса:

«Если человек хочет жить на этой Земле... то ему придется проявить мудрость при выборе между теми нововведениями, которые он способен контролировать, и теми, которыми он управлять не в состоянии».
 

V. Практическая работа

« Применение табличного процессора Excel для изучения статистического материала и построение диаграмм».

 

уч-ся 10  класса

1 вариант______________________________________________

 

2 вариант______________________________________________

 

 

1.      Откройте файл Электроэнергетика  в папке Мои документы

 

2.      На листе 1 «Выработка электроэнергии» отсортируйте по убыванию столбец «выработка всего» и запишите три страны, лидирующие по выработке электроэнергии.

 

1.      __________________________________________________________________

2.      __________________________________________________________________

3.      __________________________________________________________________

 

3.      Отсортируйте столбец «выработка на душу населения» и запишите три страны лидирующие по выработке на душу населения.

 

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

4.      Откройте лист 2 «Структура производства электроэнергии»

 

5.      Ответьте на вопросы:

 

1.В каких из перечисленных регионов преобладают ТЭС?

 

______________________________________________________________________

2.В каких из перечисленных регионов преобладают ГЭС?

 

_______________________________________________________________________

3.В каких из перечисленных регионов нет АЭС?

 

_______________________________________________________________________

 

6.      Постройте диаграмму структуры производства электроэнергии для

 

1 вариант –

2 вариант -

Сравните их.

 

7.      Сохраните свою работу на дискете.

 

 

VI. Анализ выполненной работы.

Какие страны являются лидерами по производству Электроэнергии?

В каких странах высокий показатель производства электроэнергии на душу

населения?

Каково соотношение разных видов электростанций во всем мире?

В каких из перечисленных регионов преобладают ТЭС?

В каких ГЭС?

В каких АЭС?

А теперь давайте сравним диаграммы по отдельно взятым регионам

(анализ своей диаграммы: каково соотношение разных видов электростанций в

вашей диаграмме).

 

VII. Домашнее задание: параграф № 1, стр.117-119,149-150 (дополнительный
текст), подготовить сообщение о развитии электроэнергетики в
Ставропольском крае,
лит-ра Экономическая география Ставропольского края.

 

VII. Итог урока.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz