| ||||||
|
| |||||
ГеографияАвторы: Логвиненко И.В., Климова С.А. Урок в 10 классе Тема урока: Электроэнергетика. Тип урока: изучение нового материала Вид: интегрированный урок географии и информатики. Цель урока: продолжить формирование знаний об отраслях Мирового хозяйства; изучить электроэнергетику и ее роль в мировой экономике в эпоху НТР; - ознакомить учащихся с размерами и структурой выработки электроэнергии в мире; - систематизировать знания учащихся о воздействии энергетики на окружающую среду: - научить школьников применять современное программное обеспечение в решении Задачи урока: 1.Воспитательная - воспитание информационной и экологической культуры, способствовать формированию гражданской позиции. 2.Учебная - формирование знаний об особенностях развития мировой электроэнергетики. 3. Развивающая - развитие логического мышления, расширение кругозора, развитие навыков самостоятельного получения знаний; умений делать умозаключения и выводы. Средства обучения: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением, политическая карта мира, атласы. Виды деятельности учащихся и учителя: 1. Мотивация и постановка цели: повторение уже изученных и знакомство с новыми 2. Актуализация знаний: фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к 3. Введение новых знаний: объяснение нового материата. 4. Закрепление: самостоятельная работа учащихся с таблицами и определение стран — лидеров по выработке электроэнергии в абсолютном измерении и на душу населения; практическая работа учащихся по сортировки данных таблиц, по построению диаграмм, обсуждение полученных результатов. 5. Обсуждение д/з. 6. Подведение итога урока. Термины и понятия: «Авангардная тройка», электроэнергетика, электрификация топливно-энергетического баланса, типы электростанций — тепловые, гидро-, атомные, геотермальные, приливные, солнечные, ветровые, нетрадиционные (альтернативные) источники энергии. Географические объекты Страны: Австралия, Австрия, Бразилия, Великобритания, Дания, Индия, Исландия, Канада, Катар, Китай, Кувейт, Литва, Новая Зеландия, Норвегия, Парагвай, Россия, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция, ЮАР, Япония, Нигер, Казахстан, Украина.
Ход урока I. Орг. момент.
II. Мотивация и постановка цели: (презентация) В 2005 году крупнейшая авария потрясла Нью-Йорк. В этот вечер город окутала кромешная мгла, выключенные светофоры вызвали аварии, пробки на улицах нарушили движение: остановились автобусы, троллейбусы, поезда в метро. Выключилась вентиляция, прекратилась подача воздуха в остановившиеся лифты, они превратились в душегубки. Замерли все электродвигатели на заводах и фабриках, прекратились все технологические процессы. Отключились холодильники, холодильные камеры. Нарушилась связь. В течение нескольких часов жизнь в Нью-Йорке была парализована. Учитель: Какая трагедия постигла Нью-Йорк? На линии электропередач, связывающей США и Канаду, возникли неполадки, в результате отключились электростанции. Учитель: и так ребята вы уже наверное догадались, какова тема сегодняшнего урока Учитель: тема нашего урока «Электроэнергетика», основная цель нашего урока это - продолжить формирование знаний об отраслях Мирового хозяйства; - изучить электроэнергетику и ее роль в мировой экономике в эпоху НТР: - познакомиться с размерами и структурой выработки электроэнергии в мире; - выявить страны-лидеры, определить основные последствия влияния - научиться применять современное программное обеспечение.
III.Актуализация знаний Учитель: 1. Что такое электроэнергетика? Ученики: Электроэнергетика — это выработка электроэнергии (на различных видах электростанций) и ее передача на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП). 2. Значение электроэнергетики Конечно, мгновенное прекращение подачи электроэнергии - случай крайний. Но попробуйте представить себе, что мы тем или иным путем подготовились к ее исчезновению или резкому сокращению потребления. И тогда возникнет вопрос: согласны ли вы жить в доме, где нет телевизора, магнитофона, нет подачи централизованного тепла, газа, горячей воды, не работает утюг, холодильник, пылесос и т.д. Примиритесь ли вы с тем, что исчезнут кинотеатры и самолеты, метро и автомобили, корабли и поезда, и многое другое, чем мы пользуемся и считаем это само собой разумеющимся? Ответ на все эти вопросы будет однозначный - отрицательный! Мы понимаем, что жизнь современного общества невозможна без электроэнергетики. Ее не зря относят к базовым отраслям, от которых зависит и развитие производства, и обеспечение жизнедеятельности населения. Электроэнергетика - одна из отраслей авангардной тройки. Это важнейший, универсальный, самый Эффективный в технико экономическом плане вид энергии. Это предопределило ее широкое использование на производстве и в быту. В эпоху НТР, особенно растет производство электроэнергии т. к. развивается электронизация, комплексная автоматизация, информатизация. Давайте сейчас вспомним основные принципы выработки электричества. 3. Показ презентации по теме «Основные принципы выработки электроэнергии и её передачи.
Учитель: Какой же принцип лежит в основе выработки электрического тока? (принцип электромагнитной индукции) 4. Фронтальный опрос. ( по типам электростанций) 1. Какие основные виды электростанций вам известны? 2. Назовите основные преимущества и недостатки ГЭС. 3. Назовите преимущества и недостатки ТЭС 4. Что вы можете сказать об атомных электростанциях? 5. Какие альтернативные источники энергии вам известны? IV. Введение новых знаний Учитель: (Презентация "Электроэнергетика - одна из отраслей авангардной тройки")Электроэнергетика - одна из отраслей авангардной тройки. Вклад отдельных регионов в электроэнергетику мира неравноценен, по общей выработке их можно расположить в порядке убывания таким образом: На экономически развитые страны приходится 80% мировой выработки, на развивающиеся — около 20%. А в первую десятку стран входят США, Россия, Япония, Китай, ФРГ, Канада, Душевой показатель производства электроэнергии колеблется от 29 тысяч кВт в Норвегии до 350 — 550 кВт ч в Индии и Китае, при среднемировом показателе 2140 кВт ч. Структура выработки электроэнергии в мире сейчас такова: на ГЭС — 20%, на АЭС— 17% Такое соотношение, в целом, характерно также и для отдельных регионов, но наблюдаются и некоторые отклонения. Так, например, в Латинской Америке 3/4 всей электроэнергии вырабатывается на ГЭС. Доля АЭС выше среднемировой только в зарубежной Европе и Северной Америке.
По структуре выработки электроэнергии можно выделить следующие группы Первая группа где большая доля электроэнергии вырабатывается на ТЭС (работающих на угле, мазуте и природном газе). Сюда можно отнести США, большинство стран зарубежной Европы, Россию, ЮАР, Китай, Польшу, Австралию (использующая, в основном, уголь в качестве топлива) и Мексику, Нидерланды. Румынию, Саудовскую Аравию, Кувейт, ОАЭ, Алжир (богатые нефтью и газом). Вторая группа образована странами, в которых велика или очень (до Третью группу составляют страны с высокой долей атомной энергии. Это Ускорение темпов экономики сопровождается увеличением потребления энергии, в то время как энергетика становится основным источником загрязнения как воздушного, так и водного бассейнов. Около 80% общего загрязнения приходится на процессы по выработке энергии, включая добычу, переработку и использование топлива. Таким образом, при изучении энергетики необходимо рассмотреть вопросы воздействия на окружающую среду различных источников получения энергии и степень их экологичности.
Показ презентации по теме «Электроэнергетика и окружающая среда»,
Учитель: к данной презентации хочется добавить слова Джорджа Драйфуса: «Если человек хочет жить на этой Земле... то ему придется проявить мудрость при выборе между теми нововведениями, которые он способен контролировать, и теми, которыми он управлять не в состоянии». V. Практическая работа « Применение табличного процессора Excel для изучения статистического материала и построение диаграмм».
уч-ся 10 класса 1 вариант______________________________________________
2 вариант______________________________________________
1. Откройте файл Электроэнергетика в папке Мои документы
2. На листе 1 «Выработка электроэнергии» отсортируйте по убыванию столбец «выработка всего» и запишите три страны, лидирующие по выработке электроэнергии.
1. __________________________________________________________________ 2. __________________________________________________________________ 3. __________________________________________________________________
3. Отсортируйте столбец «выработка на душу населения» и запишите три страны лидирующие по выработке на душу населения.
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
4. Откройте лист 2 «Структура производства электроэнергии»
5. Ответьте на вопросы:
1.В каких из перечисленных регионов преобладают ТЭС?
______________________________________________________________________ 2.В каких из перечисленных регионов преобладают ГЭС?
_______________________________________________________________________ 3.В каких из перечисленных регионов нет АЭС?
_______________________________________________________________________
6. Постройте диаграмму структуры производства электроэнергии для
1 вариант – 2 вариант - Сравните их.
7. Сохраните свою работу на дискете.
VI. Анализ выполненной работы. Какие страны являются лидерами по производству Электроэнергии? В каких странах высокий показатель производства электроэнергии на душу населения? Каково соотношение разных видов электростанций во всем мире? В каких из перечисленных регионов преобладают ТЭС? В каких ГЭС? В каких АЭС? А теперь давайте сравним диаграммы по отдельно взятым регионам (анализ своей диаграммы: каково соотношение разных видов электростанций в вашей диаграмме).
VII. Домашнее задание: параграф № 1, стр.117-119,149-150 (дополнительный
VII. Итог урока.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |