| ||||||
|
| |||||
Как помочь ребенку правильно выбрать будущую профессию
Родители должны знать, что они могут обратиться за помощью в Психолого-педагогические и медико-социальные центры (ППМС-центры). Там учащимся школьного возраста оказывают бесплатные консультационные и диагностические услуги по профориентации, в таких центрах также проводятся развивающие и коррекционные занятия для детей различного возраста. Для учащихся подросткового возраста нередко проводятся тренинговые занятия по профессиональному самоопределению. С целью дальнейшего расширения государственной молодежной политики в г. Москве в мае 1996 г. Комитет труда и занятости правительства столицы учредил Московский центр труда и занятости молодежи «Перспектива». Здесь созданы служба трудоустройства, отдел образования и профессиональной ориентации, отдел временного трудоустройства несовершеннолетних и молодежи. В системе временной занятости создана и эффективно действует программа «Молодежная практика». Она рассчитана на юношей и девушек от 16 до 26 лет. Суть системы в том, что при содействии центра на наиболее стабильных предприятиях города открываются временные рабочие места, где подростки могут приобрести профессиональный опыт. В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он успевает лучше по тем предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты успеваемости, учащийся совершает соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. В любом случае требуется дополнительное изучение учащимися своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора. Именно родители, ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней учащимся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей. Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку. Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребенка стремление к высшему образованию. Многие родители понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обусловливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам. В развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов практически детерминируется учебой, прохождением через формальные организации института образования. Престижность высшего образования, независимо от форм его получения, в глазах россиян достаточно высока. Более 70% принявших участие в опросе по интернету - Monitoring.ru (опрос проводился в мае 2001 г. в семи федеральных округах России, объем выборки- 1600 респондентов, среди них как городские жители, так и сельские) считают, что их дети должны получить высшее образование. Был также проведен опрос и жителей Воронежа. Среди воронежцев относительное число желающих своим детям высшего образования оказалось выше - 88%. Среди горожан с хорошим материальным положением число сторонников такой позиции достигает 92%. Стоит отметить новую, интересную тенденцию в получении образования учащимся, родители которых имеют высокий достаток и занимаются самостоятельным бизнесом. Здесь начинает работать новая схема: после школы - в бизнес, лишь потом (или параллельно с этим) - в то образовательное учреждение, которое принесет наибольшую пользу для профессионального роста (не обязательно в вуз). Данный, достаточно прагматичный, подход к образованию вообще, высшему - в частности, у людей, имеющих высокий материальный достаток, можно признать в определенной степени прогрессивным. Более того именно этот социальный слой оказывается потенциальным союзником модернизации общего образования: он настроен на переход от «школы науки» к «школе жизни», когда вместо ориентации учащихся на получение определенного набора знаний для поступления в вуз на первое место выходит подготовка их к практической жизни в современном обществе. Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы. При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях. (Этой теме будет посвящено одно из наших тематических родительских собраний.) Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно со своими друзьями». Подростки выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы потом вместе с другом поступать в один и тот же вуз и т. п. Поэтому родителям при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях. | ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |